Здравоохранение

В этом посте постараюсь описать и выделить решения ряда проблем здравоохранения Беларуси. Итак, почему же я пишу об этом? Потому что сам столкнулся с нерациональностью и безразличием, а также потому что мне не все равно как меня лечат и как я прохожу диагностику.

В феврале 2010 года я сделал общий анализ крови и мочи для выдачи справки для посещения бассейна. Все нормально, никаких проблем. Но в апреле этого же года меня вызвали в военкомат для прохождения комиссии на годность к службе в армии. Тут я опять сдал общий анализ крови и мочи. Поскольку у меня проблемы с кожей, меня отправили к дерматологу для выявления точного диагноза. Замечу, что диагноз этого заболевания не требует никаких анализов, так как это хроническая форма. Но настырная медсестра (а врача не было на месте) все равно направила меня в кабинет на сдачу крови, притом что в военкомате я сдавал ее 2 недели назад, и я сказал об этом ей. Абсурд, правда? В итоге мне опять прокололи палец и взяли кровь для анализа, который даже не понадобился. :) Смешно. Вообщем, это или ошибка медсестры, либо все действительно так печально. Итого, мне делали один и тот же анализ крови 2 раза, и еще один раз в феврале! Вопрос: зачем столько раз делать анализ крови в различных мед отделениях, если можно сделать один раз, а данные занести в базу? У меня возникла идея, как рационализировать эту всю бюрократию. А именно:

  • создание республиканской базы данных пациентов со всеми данными и историей их анализов и болезней
  • создание общего доступа к базе в различных медучреждениях и распределение прав доступа к ней.

Таким образом, если человек переезжает с одного города в другой, то он не создает новую мед карту, и не сдает анализы повторно, если он это уже делал в другом городе. Преимуществ можно выделить массу, и я уверен, что перечисленное — это еще не все:

  • оптимизация и централизованное хранение данных
  • быстрота определения диагноза по всей истории болезни. То есть в чрезвычайном случае при неспособности пациента говорить или думать, врач легко может открыть его историю болезни, и оперативно определить диагноз и оптимальный курс лечения, вместо того, чтобы делать запросы к поликлинике по месту прописки пациента. Ну разве не так?!
  • сокращение расходов на одноразовые инструменты. При анализе крови используются одноразовые иглы, шприцы и т.п.
  • сокращение вероятности заражения крови, так как безусловно частые анализы повышают эту вероятность.
  • самый банальный комфорт пациента. Зачем ему колоть палец по сто раз за месяц?
  • оптимизация слежения за здоровьем больных хроническими заболеваниями. Гораздо надежнее отдать эту работу программе на компе, которая в течение долгого времени будет следить за тем, когда вызвать пациента, какие препараты ему были даны и т.п.

Можно спросить, откуда средства на все это? Я скажу, что средства на разработку ПО и оборудование не очень большие в рамках республиканского проекта. Самое трудное найти единомышленников и убедить чиновников в том, что это надо. И в будущем это должно окупить себя и помочь людям. По-мойму, это как раз и есть инновации в здравоохранении.

P.S. Если бы мне предложили заняться этим, я бы с удовольствием взялся.



15 Комментариев

  1. nx | Апрель 15, 2010

    попроси гриффончика рассказать тебе про белстат. к слову, моя поликлиника частично компьютеризирована, так что все пререди.
    особенно когда здравохранение у нас будет стоить как в сша =)

  2. Gep | Апрель 15, 2010

    Я понимаю, что твоя поликлиника, но это не все. Тем более в посте речь идет не о компьютеризации поликлиники, а о создании республиканской базы данных. :) А комп то в больнице может быть вообще только один, главное чтобы у него был доступ к базе.

  3. Griffon | Апрель 15, 2010

    Идея интересная конечно. И полезная, но, к сожалению, как всегда есть “Но”.
    Да уж. Про Белстат тут будет к слову, но я хочу поведать свои соображения именно по поводу самого проекта:
    1) попробую определить границы.
    Возьмем для начала нашу столицу. Здесь по крайней мере есть хоть какие-то шансы организовать реальную инфраструктуру, т.е., в отличии от районов, не будет особых проблем с каналами, да и уровень юзверей чутка побольше.
    Отсюда следует первое положение - хоть бы сделать то, что написал геп, для в пределах МКАДа.
    2) А что у нас со структурой?
    Сделать реально работающую систему такого масштаба не разбираясь в предметной области - нереально. Не думаю, что карточка товарищей пациентов должна быть тупо текстовым файлом. Наверняка она будет представлять собой кучу связанных сущностей. + хранение анализов и т.п. имеет свою специфику.
    Отсюда вывод №2 - нужна хорошо продуманная структура хранимых данных, что есть все-таки большой кусок работы (вникнуть в предметную область, описать модель, сделать базу).
    3)А как же процессы?
    Процессы. Это, наверное, самое жуткое, что есть в госорганизациях. Автоматизировать этот хаос не представляется возможным. Откуда вывод - реинжениринг процессов наших медучреждений. Ну а это оч большой дженюжка + стопудовое нежелание что-то менять у руководства.

    Отсюда вывод:
    Окупаемость проекта возможна, однако далеко не очевидна тем, кому этот проект можно внедрить.
    Если хорошенько помучиться, потратить кучу времени и денег, может что-то и получиться.

    P.S. это не пессимистический коммент, а чуть более детальный разбор проекта) Каждый из пунктов не особо продуман, и потому дискуссия будет только приветствоваться :)

  4. Gep | Апрель 15, 2010

    Спасибо за подробный комментарий.
    По №1 могу сказать что вся суть проекта в том, чтобы атоматизировать это на уровне республики, а не только в Минске. Тогда теряется смысл ее создания. Человеку достаточно сдать анализы в любом городе Беларуси.

    Из №2 это уже детали. Понятно, что без представителя министерства это не сделать. Да и без врачей тоже. )

    Все надо продумать, разработать.

  5. Griffon | Апрель 15, 2010

    Ответ по ответу))
    1)если границы проекта - Беларусь, то надо решать проблемы построения инфраструктуры, безопасности (никто не захочет, чтобы его карточка была в открытом доступе), обучения юзверей и т.п.
    2) в том-то и соль, что без “представителя министерства это не сделать. Да и без врачей тоже. )”. В этом и заключается сложность, потому что времени у них надо забрать кучу, а компенсации этого времени им врядли будет.
    3) надо найти заинтересованных (!) представителей министерства)))

  6. Griffon | Апрель 15, 2010

    Я все это пишу просто для того, чтобы доказать, что проект на самом деле больше, чем кажется на первый взгляд и потребует довольно значительных ресурсов…

  7. Gep | Апрель 15, 2010

    >>>Я все это пишу просто для того, чтобы доказать, что проект на самом деле больше, чем кажется на первый взгляд и потребует довольно значительных ресурсов…

    Конечно, ты прав. А у нас в стране есть инициативные люди? :) То, что есть предприятия, которые осуществят данный проект, это точно.

    Надо найти знакомых в министерстве, заняться бюрократичной рутинной. Дело до проекта может и не дойти.

  8. Griffon | Апрель 15, 2010

    Предприятия-то найти можно, только кто ж им денег даст? :)

  9. Gep | Апрель 15, 2010

    Гос предприятию или тому же в ПВТ денег то может и дадут. :) Почему нет? Главное убедить в этом министерство. Ваше предприятие с долей государства же.

  10. Griffon | Апрель 15, 2010

    Откуда у государства деньги?
    Оно же в долгах по самые уши(

  11. Gep | Апрель 15, 2010

    Ну так можно всунуться в программу по сокращению расходов! :) Столько вещей еще можно улучшить. В голову порой приходят подобные интересные идеи.

  12. nx | Апрель 15, 2010

    Я уверен что я способен перевести образование в Беларуси и большую часть госконтор на свободно програмное обеспечение, в том числе линукс.
    Но в лучшем случае это у меня займет лет 15. И взамен я не получу ничего.
    Пока я молод и красив мне жалко 15 лет своей жизни на благо родины.

  13. nx | Апрель 15, 2010

    Я к тому, что я считаю, что ты сможешь автоматизировать систему анализов в Беларуси. Но я не уверен что ты согласен в нее столько вложить.

  14. Gep | Апрель 15, 2010

    А я не уверен, что госконторы у нас покупают лицензию на операционку. :) Так что расходов то особо нет. Вот когда гос-во займется этим, можно думать про Линух.

  15. Gep | Апрель 15, 2010

    >>>Я к тому, что я считаю, что ты сможешь автоматизировать систему анализов в Беларуси. Но я не уверен что ты согласен в нее столько вложить.

    Конечно, я не согласен вложить бесплатно. Надо же на что-то жить. Или вести параллельно проекты еще.

Комментарий: